всё вместе аниме манга колонки интервью отвечает Аня ОнВ
Позднее Ctrl + ↑

Кое-что совершенно иное: кассовый успех и критика «Евангелиона 3.0»

Evangelion: 3.0 You Can (Not) Redo, третий полнометражный фильм из цикла картин, заново изобретающих легендарную историю о школьниках, гигантских роботах и конце света, за первый уик-энд кинопроката на родине заработал на 224 экранах без малого 14 миллионов долларов.

Нехватки персонажей фильм не испытывает, ключевыми действующими лицами, на радость женской части аудитории, становятся Синдзи и Каору.

Рекорд японского бокс-офиса 2012 года — и потрясающий результат для аниме: к примеру, «Рыбка Поньо на утесе» Хаяо Миядзаки выручила в первые выходные проката 12,5 млн долларов на 481 экране, а предыдущая часть евангелионической эпопеи — 6,3 млн при 120 экранах.
К 21 ноября, то есть за четыре дня показов, Evangelion Shin Gekijouban Q (так «3.0» называется в Японии) посмотрели более миллиона зрителей. Большинство покидали кинозалы ошеломленными, в нервной тишине. Режиссер Хидэаки Анно с его соратниками по студии Khara наконец оторвались от канона, который сами заложили в ТВ-сериале середины девяностых, и увели повествование в неожиданном направлении, готовя почву для заключительного, четвертого фильма. Первые англоязычные рецензии содержат неизбежные спойлеры и отражают общее замешательство.

«Всё как бы подчинено задаче шокировать: „Евангелион 3.0“ громок, наворочен сверх меры и местами попросту глуп. Сцены действия невероятно перегружены и бессвязны, им очевидным образом не хватает грациозной тонкости эпизодов End of Evangelion и хореографии „Евангелиона 2.0“. Дизайн новой техники и образы Ангелов чересчур замысловаты, а то и совершенно уродливы. Компьютерная графика кое-где выглядит недоделанной — неясно, как это вообще попало в фильм, учитывая тягу Анно к перфекционизму. <…> Конечно, задаваться вопросами о персонажах и сюжете бессмысленно — речь ведь идет о „Евангелионе“; но если предыдущие инкарнации были хитро выстроены с тем, чтобы внушить зрителю веру в наличие смысла, 3.0 мечет в тебя свой багаж с такой дикой скоростью, что всякая связность пропадает» — Рётаро Аоки, Otaku USA

«You Can (Not) Redo не следует шаблону [сериала-]первоисточника. Второй фильм добавил множество новых сюжетных элементов, но базовый ритм истории не менялся. В третьей картине дела обстоят иначе, Studio Khara развернула „перестройку“ в абсолютно новом направлении. Удерживая Синдзи за скобками четырнадцать долгих лет, авторы позволили персонажам „Евангелиона“ изрядно преобразиться. <…> К сожалению, героине Мааи Сакамото, Мари Макинами Илластриэс, здесь заняться особенно нечем. Следить за тем, как она подтрунивает над Аской, конечно, весело, плюс Мари участвует в нескольких эффектных экшн-сценах, но в конечном счете смысл и цель существования этого персонажа — по-прежнему большие вопросительные знаки» — Эллиот Гей, Japanator.com

«Такой сюжет работает только в одном случае: когда герои второго плана напрочь умственно отсталые. Серьезно, всех коллизий можно было избежать, если бы кто-нибудь за полминуты объяснил Синдзи, в какой ситуации он находится, — времени и возможностей у них для этого было достаточно» — Ричард Айзенбайс, Kotaku

«Из-за того, что [в сюжетном плане] тут совсем новая территория, я как будто заново знакомился с сериалом. Непонятно было, чего ждать, и эта непредсказуемость, несмотря на огрехи фильма, делает просмотр увлекательным» — пользователь laika на форме EvaGeeks

«Он [фильм] называется Eva:Q, потому что на середине просмотра евакуируешься из кинотеатра» — пользователь твиттера @doctorvink

«Где-то исполнению картины недостает отточенности, верно; для зрителя, привычного к глубокому анализу структуры, символизма и сюжетного строения кино, недостатки очевидны. Зная об этих недостатках и понимая их природу, я всё равно получил немалое удовольствие. Можно ли назвать этот фильм совершенным? Ничуть. Но как фанат сериала, я радуюсь, закрывая глаза на несовершенство, и чувствую тот же душевный подъем, который испытал когда-то, впервые соприкоснувшись с „Евангелионом“» — Тоси Накамура, Kotaku

Evangelion Shin Gekijouban Q, полнометражный фильм, 95 минут, 2012 год. Режиссер Хидэаки Анно, производство Studio Khara. В рамках акции «Народная лицензия—2» компания Reanimedia собирает средства для выпуска фильма в России на Blu-ray и DVD.

Next A-Class и Ha:mo Ride: аниме на службе автоконцернов

Японская автомобильная реклама часто выезжает за рамки принятого, скажем, в Европе, где идея продвигать новый «мерседес» при помощи мультфильма вызовет скептическую улыбку. Пока европейцы улыбаются, токийский офис Mercedes-Benz сотрудничает с Production I.G, а Toyota совместно с аниматорами студии Mappa объясняет свое видение транспортного будущего.

Потенциальные японские владельцы «мерсов» смотрят аниме. Кто бы сомневался.

«A-класс» в линейке Mercedes существует с конца девяностых и до последнего времени представлял собой скучноватые машины категории супермини. Модель 2013 года, однако, решено сделать более агрессивной. Это по-прежнему компактный городской автомобиль, но теперь в его облике появились стремительные обводы, передок насупился, посерьезнел. Раньше A-Class покупали небольшие семьи, а обновленная и, если можно так выразиться, похищневшая машина, должна, по задумке дизайнеров, привлечь молодежь. В Японии рекламная кампания компакта использует короткометражный анимационный фильм, специально снятый на студии Production I.G.

Костяк творческой группы проекта — не то чтобы отраслевая дрим-тим, но и не безымянные дебютанты. Режиссер Мидзухо Нисикубо (Otogi Zoshi), художник по персонажам Ёсиюки Садамото («Волчьи дети Амэ и Юки»), ведущий аниматор Кадзутика Кисэ («Евангелион») и композитор Кэндзи Каваи (автор саундтреков полнометражного «Призрака в доспехах», Eden of the East и массы других аниме-постановок) упаковали в без малого семь минут историю троих жителей футуристичного Токио, которые срываются в погоню за легендарной лапшичной на колесах. Новая машина «A-класса», естественно, с честью проходит испытание, настигая лапшичную, сконструированную на базе знаменитого «мерседеса» Renntransporter 1954 года (он предназначался для скоростной перевозки гоночных болидов). Заметна некоторая фантастичность происходящего — игра в пятнашки целыми городскими кварталами, номерные знаки в немецком стиле (но с восходящим солнцем), заблокированная после какой-то мощнейшей катастрофы часть Токио, ну и свободно вертящиеся кресла самого A-Class — будь реклама американской, их появление сопровождал бы титр о том, что это выдуманная опция.

На сайте кампании раздают обои для рабочего стола с Нико, Гацу и Макито на фоне автомобиля; статуэтка красноволосой Нико выпущена микротиражом. В декабре I.G и Mercedes покажут еще одну короткометражку.

Крупнейший мировой автопроизводитель Toyota ставит перед собой более амбициозные задачи, чем успешная продажа красивых машин с экономичными двигателями внутреннего сгорания. Как мы уже знаем из цикла мультфильмов PES: Peace Eco Smile, компания разрабатывает интеллектуальные транспортные системы, призванные приблизить нас к светлому завтра — будущему, где нулевая аварийность на дорогах без пробок сочетается с исчезающе малыми выбросами углекислого газа. Суть одной из этих систем объясняет аниме-ролик, нарисованный по заказу Toyota художниками-аниматорами студии Mappa, недавно открытой ветераном отрасли Масао Маруямой — отцом-основателем Madhouse.

Комплекс Ha:mo (сокращение от Harmonious Mobility Network, «сеть гармоничной мобильности») состоит из двух компонентов. Первый — Ha:mo Navi, программное приложение, которое помогает выбрать оптимальный способ передвижения по городу с учетом текущей загруженности дорог и маршрутов общественного транспорта, выдает информацию о плате за проезд и парковках. Второй компонент, Ha:mo Ride, помогает это самое передвижение по городу осуществить: в систему включен флот одноместных электромобилей общего пользования, их можно брать напрокат на специально оборудованных стоянках. Сейчас Ha:mo проходит испытания в окрестностях Нагои, четвертого по численности населения японского города: рядом с двумя железнодорожными станциями и на территории университета Тюкё действуют 4 автоматических прокатных пункта на 10 машин каждый, бесплатно пользоваться электромобильчиками могут 100 студентов и сотрудников учебного заведения. Когда сеть вырастет до 100 машин и 1000 клиентов, планируется ввести абонентскую плату. Ожидается, что со временем на прокатных станциях Ha:mo Ride можно будет арендовать и электробайки Yamaha.

От частного к общему: пользователи Ha:mo передвигаются на общественном транспорте и чувствуют себя прекрасно.

Недалекое будущее из мерседесовского клипа — в динамике, на лезвии, с абсурдинкой; и видение столь же близкого будущего глазами Toyota — комфортного, пастельных тонов, разгружающего водителя (электромобили там если не ездят на автопилоте, то паркуются точно самостоятельно; этому трюку еще не научились концепты Smart Insect, участвующие сегодня в программе Ha:mo Ride). Реальная картина дорожного движения в городах следующих двадцати лет будет очень сильно различаться от государства к государству: зная коллективистский характер японского общества, легко поверить, что системы вроде Ha:mo заработают в масштабах всей Страны восходящего солнца, — а российские дороги в «20XX» году, видимо, забьются стоящими в колоссальной пробке нафаршированными «мерседесами». Наверное, в каком-нибудь НИИ транспорта и дорожного хозяйства отечественные специалисты сейчас решают те же задачи, что стоят перед их азиатскими коллегами из Toyota. Но точно мы об этом не знаем: мультфильмов НИИ транспорта не заказывает. —ВК

Ночники академика Волосяниса. Девочка, с которой ничего не случится

Опять читал на ночь «Половую психопатию» немецкого психиатра с говорящей фамилией Крафт-Эбинг. Долго не мог заснуть — тщательно обдумывал прочитанное. Валерианка не помогла, затом помог мой поклонник по имени Валерий Корнеев. Тот самый мальчик, который прислал этим летом пару дисков с лучшими творениями китайской порномультипликационной индустрии. Для меня они представляют, само собой, чисто научный, естествоиспытательский интерес. Испытания естества продлились 47 минут. Ровно столько идет «Алиса» — мультфильм, выбранный мною для ночного просмотра методом случайного тыка.

Ключ к творчеству Манки Панча.

Судя по «Алисе», режиссер, скрывшийся за неприкрыто зоофильским псевдонимом «Манки Панч» (с английского «манки» — обезьяна, «панч» — тыкать чем-либо куда-либо), страдает ярко выраженной психопатологией с фиксацией на эротико-механической символике. Герой «Алисы» — самец человека «дон» Дзиротё, международный бандит и сексуальный маньяк, приемный сын другого, куда менее сексуального маньяка, нашедшего сиротку Дзиротё под мостом. Надо проверить, нет ли тут связи с народными стихами про Гитлера с хвостом. В конце концов, хвост — тоже символ известно чего. В «Алисе» известно что у Дзиротё и его отца нарисовано как стрелка. Вспомнил по этому поводу бородатую, как я, шутку: «Что такое — без четверти два всё время? Это манометр!» Ха-ха-ха.

Интересно, что Дзиротё — вылитый главный ководец России Артемий Татьянович Лебедев с его пиратской повязкой на глазу и патологической тягой к выходным сиськам.

Алисой зовут женщину, которая когда-то предала отца Дзиротё. За это постоянно истекающий слюной сладострастия папаша сначала ее убил, а потом воскресил в виде робота, пересадив ей кожу с трех участков своего тела — отсюда, отсюда и еще оттуда. (Возможно ли это технически? Навести справки у коллег из Института хирургии им. Вишневского.) Когда в лаборатории, где папаша корпел над Алисой сорок лет, прогремел взрыв, старый дебил умер сам, но перед самой смертью наказал сыну отомстить.

Дзиротё нужно отыскать Алису, для чего он вступает в интимные отношения с одноименными женщинами, проверяя их на «знаменитый инструмент» (что же имеется в виду? я не понял). Среди прочих там есть даже Алиса с Марса с сиреневыми, если мне не изменяет память, щупальцами. Потом Алису ловит финансируемая Дзиротё армия рыжих мужчин. Потом он насылает на нее помощника Омасу с кремом, вызывающим ржавление (Омаса наносит крем на стрелку и приклеивается к Алисе изнутри). Потом — шамана, расщепляющего силой мысли деревья (тот расщепляет надвое стрелку самого Дзиротё). Потом — совсем не гигантских боевых роботов. Наконец, Дзиротё клонирует себя и отдает клона седобородому ученому, похожему, что любопытно, на меня. Ученый превращает клона Дзиротё в киборга. Однако победить Алису невозможно.

Прежние экранизации манкипанчевых фантазий, как видите, нынешним не чета.

И это правильно, потому что Алиса — идеальная женщина. Следует отметить, что она не просто объект половой зависимости мужских шовинистических свиней, созданная для ублажения их ненасытных стрелок. Нет, она еще и сверхчеловек, который останавливал вертолеты на лету и ловил пальцами пули задолго до почетных борцов с Матрицей Томаса Андерса и Дитера Болека. Иными словами, данный мультфильм Манки Панча — суть своего рода «Приключения Сексотроника», а этот жанр всегда приманивал подростков, отвлекая их от грязных подворотен. Не исключено, что «Алису» можно и нужно выпускать на широкий экран и рекомендовать как для лечения гомосексуализма на ранних стадиях (уж очень страшные в этом мультфильме мужики!), так и для борьбы с половой зависимостью среди школьников старших классов в принципе.

После «Алисы» в состоянии глубокой задумчивости пересмотрел первую серию «Евангелиона». Увидел ноги Мисато. Всё пропа

(Здесь запись из дневника академика Л. Э. Волосяниса загадочно обрывается.)

Monkey Punch no Sekai Alice (1991) — OVA режиссера Юдзо Аоки по концепции Кадзухико Като, работающего под псевдонимом Monkey Punch.

Справка «Отаку»: академик педагогических наук Волосянис Левон Эарендилович — видный отечественный ученый, светило детской психиатрии, лауреат Сталинской премии (1949) за достижения в области подростковой трудотерапии в условиях Крайнего Севера, сотрудник Института анимационной экспертизы им. Д. А. Ф. де Сада, председатель Ассоциации анонимных анимешников (ААА) России, глава Международного союза поклонников Харухи Судзумии.

Сканопанорама

В ноябре 2002 года у берегов Испании с катастрофическими для местных экосистем последствиями затонул танкер «Престиж», пост генсека ЦК компартии Китая занял Ху Цзиньтао, в прокат вышли фильмы «28 дней спустя» и «8 миля» (Lose Yourself Эминема звучала из каждого второго плеера), в саддамовском Ираке инспекторы ООН начали поиски оружия массового уничтожения, в России под слоганом «Дверь в абсурдный мир» официально стартовали продажи PlayStation 2. Будущие сотрудники студии manglobe (четырьмя годами позже они произведут на свет Ergo Proxy) заканчивали работу над аниме Witch Hunter Robin.

Реклама DVD-релиза сериала Witch Hunter Robin
Режиссер Сюко Мурасэ, производство Sunrise
Из журнала Animage за ноябрь 2002 г.

Обычно по внешнему виду персонажей в рекламах из «Сканопанорамы» можно довольно точно датировать фильм или сериал: облик героев японских мультфильмов 1960-х годов в целом отличается от облика героев 1970-х, в 1980-х пришли новые художники и снова чуть изменили канон, и так далее.

С анимацией XXI века дела обстоят сложнее: качественная CG-обработка сбивает с толку. Взять заставку видеоигры Ghost in the Shell 1997 года, где аниматоры и 3D-моделлеры Production I.G выложились так здорово, что даже сейчас, пятнадцать лет спустя, ролик не смотрится устаревшим. Печатная реклама Witch Hunter Robin также могла появиться сегодня — по манере рисунка, цветовой гамме, графическим фильтрам и по способу верстки практически невозможно определить, что перед нами макет десятилетней давности. Вместе с тем ясно, что сделан он никак не раньше конца 1990-х, ясно это именно из-за фильтров, способа раскраски, да и сами лица героев, нарисованных в реалистичном ключе, вполне современны. Конечно, и до того снимались аниме-проекты с похожей графикой, но вплоть до второй половины 1990-х фильмы и реклама к ним готовились без преобладающей тут цифровой обработки. Уже при беглом взгляде полнометражный Mobile Suit Gundam: Char’s Counterattack (1988), чьи герои внешне похожи на героев Witch Hunter Robin, приписываешь к поздним 1980-м или началу 1990-х; датировать «Робин» на глаз куда сложнее.

Что из этого следует? Да, в общем, ничего такого, к чему мы еще не привыкли бы. Изобразительного потолка аниме не достигло, развитие визуальной стороны продолжается (сегодня японские студии смелее экспериментируют с цифровыми эффектами и 3D-графикой, чем десять или пять лет назад), просто так вышло, что компьютерная обработка переносит реалистичный рисунок в безвременье. И в 2022 году эта реклама Witch Hunter Robin, вероятно, тоже не будет выглядеть чем-то из прежней жизни. Особенно если закрасить упоминание формата DVD. —ВК

По следам «Большой полки»

Итак, мы кое-что напутали. Оказывается, первая в Москве специализированная выставка аниме-фигурок — инициатива местных энтузиастов, а не японского культурно-делового центра, который подключился позднее; экспозиция «Большой полки» была собрана силами частных коллекционеров. «Отаку» исправляется и уточняет подробности у Ксении Чепаевой и Владимира Секирина, непосредственных организаторов октябрьского мероприятия.

Прописаны в России: хозяева всех экспонировавшихся статуэток — здешние, завсегдатаи сайта MyAnimeShelf

Как возникла идея провести выставку, сколько времени заняли подготовка и организация?

Ксения Чепаева: Идея возникла спонтанно. Предыстория слишком долгая, но точно помню, как поделилась мыслью сделать выставку с одним человеком, потом со вторым, а дальше мы это обсудили с Владимиром и решили, что надо привлечь побольше народу. И вот, собрав у себя дома знакомых с «Полки» (сайт MyAnimeShelf.com — прим. ред.), я предложила провести такое мероприятие. Это происходило еще в апреле, у многих на носу была сессия, другие проблемы, и воплощать план в жизнь начали ближе к концу августа. Получается, подготовка заняла месяц-полтора.
Владимир Секирин: Да, идею подала Ксения, но всё упиралось в отсутствие понимания, какой должна быть такая выставка. У меня есть опыт организации больших мероприятий, я поделился своим видением, и нас поддержали.

Каким образом в проекте возник «Японский дом»? Вы с самого начала планировали выставляться там, или на примете были другие площадки?

КЧ: Это заслуга Владимира. Изначально было несколько вариантов, в итоге мы остановились на «Японском доме».
ВС: Планировали поработать с выставочными залами арт-центра «Ветошный», но передумали. С «Японским домом» я сотрудничаю давно, плотно общаюсь с представителями этой организации. На первой встрече с ними мы с Ксенией представили подробную информацию о будущей выставке, и они согласились выделить помещение, оказать информационную поддержку. Думаю, теперь «Японский дом» будет нашим постоянным партнером.

Какую роль играл сайт MyAnimeShelf при подготовке мероприятия?

КЧ: Именно пользователи данного сайта проявили интерес к «Большой полке». Мы предложили им представить свои коллекции, участвовать в выставке лично. Откликнулись многие энтузиасты.

Наверняка вы вели подсчет — сколько фигурок удалось показать?

ВС: Кто-то называл цифру 720, но это было в первый день, когда не успели расставить все статуэтки. Во второй день экспонатов было больше.
КЧ: Подсчет — непростой момент, точную цифру назвать сложно, так как первоначальный список экспонатов по ходу дела сильно расширился. В принципе, на выставке можно было увидеть около 800 фигурок.

Позвольте отдельно поблагодарить людей, отвечавших за расстановку фигурок и пояснительные таблички к каждому экспонату. Это явно был адский труд, но благодаря ему выставка получилась хорошо структурированной.

КЧ: Да, были те, кто этим занимались, — сводили информацию в таблички, распечатывали их. Увы, во время расстановки несколько табличек потерялись, малая часть экспонатов осталась без профайлов.

А проясните связь «Большой полки» с «Джей-фестом»: можно надеяться на повторный показ экспозиции на этом фестивале в декабре?

КЧ: Уже третий год я на «Джей-фесте» работаю волонтером, и в этот раз предложила его организаторам выставить часть экспонатов «Полки» — надо же дать знать японским производителям, что в России фигурки тоже активно коллекционируют. По предварительной договоренности наше октябрьское мероприятие посетили сотрудники японского посольства, им понравилось, как всё было устроено. Теперь гости «Джей-феста» смогут увидеть как экспонаты с нашей выставки, так и новые фигурки, которых на «Большой полке» не было.

Расскажите вкратце о своих любимых экспонатах.

КЧ: О, их на выставке было много. Любимец — Нейро Ногами: мне нравится сам персонаж, ну и эту красоту сейчас очень сложно достать; в год выпуска фигурка была мало кому интересна, а сейчас интересующихся полно. Также статуэтки Камины и Вирала, великолепный и безумно дорогой Авель, неподражаемая Сейбр на мотоцикле, красотки из One Piece. Нам удалось собрать массу прекрасных фигурок, среди лучших из лучших выбирать очень сложно.
ВС: Все нынешние и будущие экспонаты моей личной коллекции — любимые.

Московский фестиваль японской популярной культуры J-Fest пройдет 1—2 декабря в концертном зале «Космос». —ВК

Ранее Ctrl + ↓